Тайны провинциальной фотографии

вкл. .

 Фотография настолько прочно вошла в нашу жизнь, что сегодня мы уже не представляем, как обходились раньше без фотосъемки того или иного события. Посещение интересных мест, дружеская встреча, отпуск – все это непременно остается запечатленным на фотокамеру. Однако, в условиях скоростного ритма современной жизни, фотографии, зачастую, не распечатываются. На это просто нет времени, да и необходимости. Действительно, зачем нужны бумажные снимки, когда огромное их количество может храниться на электронных носителях? Но мы ошибаемся, ведь по этой причине, к сожалению, уходят в прошлое семейные альбомы… Тем более, такая редкость в наше время - держать в руках подлинные фотографии начала ХХ века. Они - настоящее произведение фотоискусства!

  • 26
  • 5
  • 7

       В начале прошлого столетия в Валуйках успешно работала фотомастерская, принадлежавшая А.П. Илющенко. Он же был владельцем и гостиницы («номеров»), что располагалась в старинном здании на Базарной площади. Оно известно нам сейчас как Валуйская школа искусств № 1 по улице Пролетарской.

  • 22

       К одним из самых ценных предметов коллекции «Фотодокументы» Валуйского историко-художественного музея можно отнести фотоснимки, датированные началом ХХ века. По большей части, это видовые фотографии, но есть и портреты. С них на нас смотрят благородные мужчины в военных мундирах и знатные дамы.

  • 2
  • 6
  • 8
  • 9

       Хранятся и семейные снимки.

  • 13
  • 15
  • 21

       Постановочные кадры выполнены в салонах Москвы, Санкт-Петербурга, Харькова и, конечно, Валуек.

  • 17
  • 25

       Фон подобран с дорогим интерьером и красивой мебелью. Задний план должен был непременно создавать атмосферу богатства и роскоши, подчеркивать статус изображаемого. Продуманы даже такие детали, как цветы в вазах и кружевные накидки на этажерках.

  • 12

       Но были и несоответствия, которые видны невооруженным глазом. На одной из фотографий, на вычурном фоне, немного странно смотрится вдовствующая семья, состоящая из молодой женщины, ее пожилой матери и двоих маленьких детей. Их серьезные лица, темная одежда и головные уборы совершенно не увязываются с окружающим нарядным интерьером. Видел ли этот диссонанс фотограф, для нас останется загадкой. Но следует отдать ему должное, технически снимок был выполнен очень профессионально и четко.

  • 4

       Валуйская фотомастерская А.П. Илющенко предлагала своим клиентам фон заднего плана в виде открытой террасы с античными колоннами и замысловатыми архитектурными элементами. Конечно, это было всего лишь изображение на стене, но выглядело все довольно реалистично. В музее хранятся несколько сделанных там фотографий, и на всех фон повторяется. Меняются лишь предметы мебели – стулья рядом с людьми. На одном из снимков маленький ребенок стоит на венском стуле. На другом - знатная дама, валуйчанка Акулина Ивановна Макашова, положила руку на резную спинку стула, обитого мягкой тканью, больше напоминающего дорогое кресло.

  • 1

       Со слов старожилов города известно, Акулина Ивановна держала в Валуйках завод фруктовых вод по улице Степана Разина (ранее – Стрелецкая). На этой же улице находилась и мебельная фабрика, принадлежавшая промышленнице. Более точных сведений о Макашовой, к сожалению, нет.

     Фотографии начала ХХ века, отпечатанные на тонкой фотобумаге, наклеивались в мастерских на плотный картон. Спереди, вокруг снимка, получалась рамка, на которой располагались тисненые надписи с названием города, салона и фамилией его владельца.

  • 9

       На оборотной стороне картона оставалось место, где фотохудожник реализовывал весь свой творческий потенциал. Там мог быть изображен мольберт, художественный холст с этюдом, фотоаппарат со штативом, палитра с кистями, ангелы, драпировка и многое другое. Все это щедро декорировалось цветами, веточками вербы и причудливой формы листьями. Сам сюжет обычно был монохромным, выполненным только одним цветом типографской краски: коричневым, зеленым или черным. По сути, оборотная сторона фотографии являлась, своего рода, рекламным полем, броским и привлекающим внимание. На нем хозяин салона указывал свое имя и адрес мастерской.

  • 23
  • 27

     Примечательно, что на фотографии авторства московского фотографа П.А. Михайловского, которая хранится в нашем музее, указан даже номер телефона. Удивительно, ведь это начало ХХ столетия!

  • 10
  • 24

     А учитывая тот факт, что телефонизация в Москве на тот момент охватывала не более четырех процентов населения, можно сделать вывод, что Михайловский был далеко не бедным человеком, раз мог себе позволить телефон. Следовательно, печать фотографий приносила неплохой доход, а услуги фотографа были довольно востребованы. Но если мы посмотрим на снимок, сделанный в валуйской фотомастерской Илющенко примерно в то же время, то увидим, что телефон там не указан. Или у владельца его не было, или печатать его на обороте было нецелесообразно, поскольку воспользоваться им большая часть населения нашего города попросту не могла, ввиду отсутствия такового.

  • 22

       Фотография считается одним из выдающихся научно-технических открытий XIXвека. Ее история берет начало в 1826 году, когда французу-изобретателю Жозефу Нисефору Ньепсу удалось сделать снимок, сохранившийся до наших дней. За время, равное почти двум столетиям, способы печати фотографий постоянно менялись и совершенствовались. Прототипом современного фотоаппарата считается камера-обскура (с латинского – «темная комната»). Это оптическое устройство, с помощью которого на экране получались изображения отображаемых предметов. Представляло собой темную коробку, не пропускающую свет. А первый настоящий фотоаппарат появился в нашей стране только в 1931 году. Он был складной, с выдвижной объективной доской и светонепроницаемым мехом. Помещался в футляр из черного дерматина. Получил название «Фотокор-1» и стал первым крупносерийным советским фотоаппаратом, снимающим на стеклянные фотопластины известного всем формата 9x12 см.

  • Аватарка

       Камера производилась до 1941 года. За этот период было выпущено более 1 миллиона экземпляров. Фотоаппарат известен тем, что именно с его помощью велась документальная съемка хроники событий Великой Отечественной войны. Уже только поэтому стоит увидеть экземпляр из этой серии, тем более, он всегда доступен для просмотра в экспозиции Валуйского музея.

   Технический прогресс не стоит на месте, и современные камеры отдаленно уже не напоминают те, с которых начиналось развитие фотографии. Но благодаря изобретенным много лет назад методам съемки, сегодня мы имеем усовершенствованные и современные устройства, позволяющие получить высококачественные снимки. Тем более ценно, когда камеру держит в руках настоящий фотограф-профессионал, понимающий, что сделать удачный снимок – не просто щелкнуть затвором фотоаппарата. Это еще и умение, и талант, и настоящее искусство!

  • 11
  • 14
  • 16
  • 18
  • 19
  • 20

Все фотографии, использованные при подготовке виртуальной выставки, являются частью собрания МКУК «Валуйский историко-художественный музей», и их электронные версии не могут быть использованы без разрешения правообладателя.

Просим Вас принять активное участие в комплектовании фонда музея. Если у Вас есть

  • подлинные вещи наших земляков
  • фото и документы истории развития Валуйского края
  • предметы археологии и этнографии
  • быта и нумизматики

то пусть они займут достойное место в выставочных залах музея и запасниках!