Выставка «Глиняная сказка»

вкл. .

Выставка «Глиняная сказка» создана совместно со Старооскольским Центром декоративно-прикладного творчества. В экспозиции представлены: старооскольские традиционные глиняные игрушки, вазы, посуда, выполненные в традиционных и авторских техниках, с использование различных способов декорирования, такие, как молочение, майолика, роспись, обварка. Работы выполнены мастерами Старооскольского Центра декоративно-прикладного творчества: Лобынцевым В. И., Рощупкиной О.М. – Народными мастерами России и Белгородской области и другими.

Керамика – изделия из обожженной глины появились в глубокой древности. Массовое и повсеместное употребление глиняной посуды обусловило развитие гончарного производства на местах. Повсюду в городах и в сельской местности работали гончары, обеспечивавшие растущую потребность населения в глиняной посуде. Русские гончары выделывали в большом количестве разнообразную посуду: простые горшки, плошки, корчаги, крынки, кувшины, мисы, ковши, кружки, тарелки.

История старооскольского гончарного промысла начинается с образованием в 1593 году крепости на высоком мысу у реки Оскол. Застава была названа по имени реки, на берегах которой расположена.  Основную часть населения составляли стрельцы, казаки, пушкари, ямщики, гончары. Слободы вокруг города до сих пор хранят эту память в своих названиях: Стрелецкая, Ямская, Пушкарская, Казацкая, Ездоцкая. В одной из таких слобод на Казацких буграх жили гончары – ремесленники. Выбор места был обусловлен залежами пластов глины, близостью воды (река Оскол), холмистой местностью – на склонах оврагов гончары складывали горны.Старооскольские гончары-ремесленники использовали в работе как беложгущуюся, так и красножгущуюся глину, а в ряде случаев, при производстве труб, подставов (дымоходов), грузил для рыбацких сетей и прочих неответственных гончарных изделий, применяли порой низкокачественную глину, дающую при обжиге черный черепок.

Известно, что уже в первые годы заселения на территории Оскольского края было три двора гончаров. Основной продукцией местных гончаров были крестьянская посуда, печные трубы, церковная утварь… Лепные горшки, корчажки, жбаны, крынки, плошки и другая посуда изготавливалась в каждой семье гончара.  Для обжига делали в меловой горе горны, заготавливали огромные пни, которые медленно тлели, поддерживая необходимую температуру.

 Женщины и дети лепили игрушки, свистульки. Производство глиняной игрушки позволяло женщинам и детям в гончарных семьях зарабатывать дополнительные деньги. Игрушки лепили из той глины, которую гончар завозил для своей основной работы, а чаще — из отходов этой глины, в основном это были фигурки домашних животных, которые были в каждом дворе: лошадку, барашка, коровку, уточку, петушка, из лесных животных в основном медведей. Изображали и людей: барышен, баб (если в руках ребёнок). Женихов Иванов (в основном с гармошкой), всадников, семьи (родителей с детьми и игрушками, с котом). Затем, после сушки, заполняли фигурками горшки и всё вместе ставили в горн. После обжига игрушки расписывали. Глина была серо-чёрная, иногда черная, а после обжига она становилась белой. И по этой белой глиняной поверхности наносили роспись. Роспись делали гусиными перьями, поэтому рисунок на игрушках незамысловатый, состоящий из линий, черточек, пятен, которые иногда наносились прямо пальцем.Довольно часто правый и левый бока игрушки расписаны по-разному.

За время своего существования старооскольская традиционная глиняная игрушка прошла долгий путь развития.

С начала 1950-х и до 1985 года о старооскольской глиняной игрушке практически забыли. На рынке она не продавалась, её не было в экспозиции и фондах местного краеведческого музея, оставшиеся в живых мастера многие годы не брали в руки глину.

 Второе рождение старооскольской игрушки связано с именами потомственных мастеров сестер Гончаровых – Ольгой Михайловной, Натальей Михайловной и Евдокией Михайловной. Известный московский художник и коллекционер Михаил Александрович Никитин, который  по пути в Москву в 1985 году остановился в Старом Осколе и стал интересоваться местным гончарством. В 1987 году старооскольская игрушка была занесена в каталог Всероссийской выставки «Народное гончарство России».

В 2016 году старооскольская игрушка была зарегистрирована как Народный художественный промысел России и получила свидетельство об исключительном праве на наименование места происхождения товара.

      В последние годы заметно вырос интерес к традиционным народным промыслам. Местом возрождения гончарного промысла является Старооскольский Центр декоративно-прикладного творчества, который оснащен современным оборудованием и специальными материалами, необходимыми для дальнейшего развития уникального промысла и сохранения традиций предков.

История Центра началась с момента его образования в 2002 году. Он координирует работу различных творческих объединений и мастеров.

Основная задача Центра - сохранение, возрождение и развитие народных промыслов Старооскольского городского округа.  Здесь изучают историю местных традиций, разрабатывают методики преподавания разных видов декоративно–прикладного искусства. Сотрудники учреждения проводят мероприятия по православной  культуре; здесь создана учебно-познавательная программа по народному календарю «Солнцеворот», программы по народному быту и истории народной культуры «Мы  славяне» и «Мы христиане». В Центре развивается множество направлений художественных ремесел, но основной упор делается на традиционные: гончарство, старооскольская глиняная игрушка и ковроткачество.

На протяжении последних лет Центр занимает ведущие места в области среди учреждений подобного профиля. В 2012 году коллектив был удостоен занесения на городскую Доску Почета. Руководитель, Инна Викторовна Белых, в 2012 и 2014 годах стала победителем городского конкурса «Менеджер года».

В Старооскольском Центре декоративно-прикладного творчества работают высокопрофессиональные специалисты. Двое мастеров имеют звание «Народный мастер России». Сотрудники Центра – неоднократные победители конкурсов различного уровня, участники международных, всероссийских, региональных, областных выставок и фестивалей.

  • ВСАДНИКИ_Лобынцев Владимир Иванович
  • Вазы_ПТИЧЬЯ ТРЕЛЬ_ЛЕТНИЙ ЦВЕТ_Сергунова Ольга Анатольевна
  • ГОРШОЧКИ_Буров Авлександр Александрович
  • КОРОВА_ОЛЕНЬ_Лобынцев Владимир Иванович
  • КРЫНКА С КРЫШКОЙ_КОРЧАЖКА_Васищев Роман Иванович
  • КУВШИНЫ_Буров Александр Александрович
  • ЛИСЫ и МЕДВЕДИ_Зиновьева Екатерина Юрьевна
  • ПАРОЧКА_Лобынцев Владимир Иванович
  • Работы Бурова Александра Александровича
  • СЕМЕЙКА_Рощупкина Оксана Михайловна
  • СЕРВИЗ ЧАЙНЫЙ_ОГАШКИ_Сергунова Ольга Анатольевна
  • СТАРООСКОЛЬСКАЯ ГЛИНЯНАЯ ИГРУШКА_Сергунова Ольга Анатольевна
  • СТАРООСКОЛЬСКАЯ ТРАДИЦИОННАЯ ГЛИНЯНАЯ ИГРУШКА XVIII-XIX вв._Рощупкина Оксана Михайловна
  • СТАРООСКОЛЬСКАЯ ТРАДИЦИОННАЯ ГЛИНЯНАЯ ИГРУШКА_Зиновьева Екатерина Юрьевна
  • СТАРООСКОЛЬСКАЯ ТРАДИЦИОННАЯ ГЛИНЯНАЯ ИГРУШКА_Рощупкина Оксана Михайловна (2)
  • СТАРООСКОЛЬСКАЯ ТРАДИЦИОННАЯ ГЛИНЯНАЯ ИГРУШКА_Рощупкина Оксана Михайловна
  • ТАРЕЛКА_ПОДСВЕЧНИК_Колесников Антон Александрович
  • ХОЗЯЙКА_Лобынцев Владимир Иванович
  • ЧАЙНИК_ШКАТУЛКА_КРУЖКА__Сергеева Анастасия владимировна

Просим Вас принять активное участие в комплектовании фонда музея. Если у Вас есть

  • подлинные вещи наших земляков
  • фото и документы истории развития Валуйского края
  • предметы археологии и этнографии
  • быта и нумизматики

то пусть они займут достойное место в выставочных залах музея и запасниках!